Первые письменные упоминания о древней Японии содержатся в китайских
исторических хрониках «Двадцать четыре истории» I века. Однако,
согласно результатам археологических исследований Японский архипелаг
был заселен людьми в период позднего палеолита. В истории Японии периоды изоляции страны чередуются с периодами активных взаимоотношений с внешним миром. Японский палеолит Японский палеолит (яп. кюсэкки дзидай) — период в истории Японии начиная с 40 тысячелетия до н. э. по 12 тысячелетие до н. э. Период длился от появления людей на японском архипелаге и до появления неолитических орудий периода Дзёмон. С точки зрения геологии японский палеолит совпадает с плейстоценом и ледниковым периодом. В это время Япония соединялась с материком перешейками, а Японское море представляло собой внутреннее море между современной Японией, Маньчжурией и Кореей. Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки. Археологами обнаружены одноручные орудия труда — копья, пики, ножи, скребки. Антропологический состав населения Японии этого периода неясен.В этом периоде отсутствуют керамические изделия, поэтому период также носит название периода докерамичекой культуры. [править] Изучение периода Начало изучения остатков периода палеолита было положено в 1949 году, когда в городе Ивадзюку (префектура Гумма) были найдены каменные орудия труда.По этой причине иногда период палеолита в истории Японии называют «период Ивадзюку». Ранее этот период также носил название «пред-дзёмон» и «докерамический период», но эти названия выходят из употребеления. Всего в Японии было найдено около 5 тысяч палеолитических стоянок. Период Дзёмон Пери́од Дзёмо́н (яп. дзё:мон-дзидай, букв. «эпоха верёвочного узора») — период японской истории с 13 000 года до н.э по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода являются формирование Японского архипелага и начало использования его жителями керамических изделий. Большинство историков считают, что оледенение около 40 тыс. лет до н. э. соединило японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 − 30 тысячелетиях до н. э. человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Были приручены собаки и одомашнены свиньи. Каменные орудия труда, скопление жилищ, и человеческие окаменевшие останки этого периода встречались на всей территории островов Японии. Наибольшее количество памятников эпохи Дзёмон было найдено на северной территории острова Хонсю. Кроме того, генетические исследования 1988 года указывают на восточноазиатское происхождение японцев. Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики — юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным узором стенки. Название периода Период Дзёмон получил название от термина «дзёмон» (дословно — «след от верёвки»), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery, которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 году[3] для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век». Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 году японский археолог Яманучи Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду. В настоящее время рассматривается около 50 типов керамики этой эпохи. Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон: прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки), ранний Дзёмон (Дзен-ки), средний Дзёмон (Чу-ки), поздний Дзёмон (Ко-ки) и заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки). Найденные образцы древней японской посуды из обожжёной глины считаются первыми образцами керамической посуды в мире. Самые ранние образцы японской керамики датируют 13 тысячелетием до н. э.Возраст этих изделий был определён с помощью радиоуглеродного анализа. Керамика раннего и среднего периода использовалась для приготовления и хранения пищи, запасов воды. Более поздние образцы глиняных изделий имеют сложные и украшенные узорами ободки. Период Яёй Период Яёй (яп. — яёй дзидай) — эпоха в истории Японии (300 (900) г. до н. э. — 250 (300) г. н. э.) По археологической периодизации истории стран Запада соответствует бронзовому и железному векам. Особенностями периода являются появление на Японском архипелаге поливного рисоводства, социальной дифференциации и возникновение первых протогосударственных образований. происхождение названия «Яёй» — название населенного пункта вблизи Токио (совр. специальный район Бункё города Токио), где в 1884 году, во время раскопок, были найдены керамические изделия нового стиля, отличного от дзёмонского. В начале ХХ века подобная керамика была найдена почти по всей Японии. Её датировка дала основания ученым утверждать о переходе Японского архипелага от периода Дзёмон к новой исторической эпохе, которую назвали в честь первой стоянки Яёй, где были найдены артефакты нового периода. Также, археологическая культура этого периода получила название «культуры Яёй». Традиционная историография считает началом эпохи Яёй III век до н. э., а концом — III век н. э. Её периодизация базируется на датировке и классификации керамических изделий данного временного отрезка. Он делится на три стадии — раннюю (III—I в. до н. э.), среднюю (I в. до н. э. — I в. по н. э.) и позднюю (I—III в. н. э.). Однако ряд современных японских исследователей из Национального музея истории и этнографии указывают на вероятность начала периода Яёй 500 годами раньше — в IХ веке до н. э. Как доказательства приводятся данные передатировки самой старой керамики «культуры Яёй» старым радиоуглеродным методом и новым методом АСМ (акселератор спектрометрии масс). Начало периода Яёй ознаменовалось приходом на Японские острова новой, вероятно континентального происхождения, культуры. Её особенностями были поливное рисоводство, использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. На сегодняшний день достоверно неизвестно, была эта ли культура, которую принято называть «культурой Яёй», занесена в Японию в результате миграций с Корейского полуострова и территории современного Китая, или была развита жителями Японских островов, которые импортировали некоторые «ноу-хау» с континента. Западные исследователи придерживаются «миграционных» теорий, в то время как японские ученые популяризуют «автохтонные» концепции. Первые стоянки культуры Яёй находятся в Западной Японии на островах Кюсю и Хонсю. Классический пример — городище Ёсиногари (совр. префектура Сага). Археологи находят много укрепленных поселений с богатым археологическим материалом — керамическая посуда, бронзовые ритуальные изделия (украшения и колокольчики дотаку) и разнообразное металлическое оружие (мечи, наконечники стрел, наконечники алебард и копий). Историки считают, что перераспределение прибавочного продукта, полученного благодаря высоким, для первобытного общества, урожаям риса, привело к социальной стратификации Японского архипелага. Среди общинников выделились богатые слои шаманов и военных. Появились первые рабы. Преимущества нового способа хозяйствования над экономикой периода Дзёмон дали возможность культуре Яёй в течение I в. до н. э. — III в. н. э. распространиться далеко на восток Японских островов (совр. префектура Аомори). Население Кюсю, Хонсю и Сикоку резко увеличилось. Формирование управляющей прослойки в общинах и рост прибавочного продукта дали начало невиданным в предыдущий период военным конфликтам. Война дала толчок созданию «коалиций» общин, которые со временем развились в протогосударственные образования. Одним из таких образований была «страна Яматай» во главе с «королевною» Химико. Окинава и Хоккайдо не подверглись влиянию культуры Яёй. Там продолжали существовать пост-дзёмоновские традиции, которые заложили основы социальной жизни рюкюсцев и айнов. Соответственно периодизация истории этих двух островов не совпадает с периодизацией истории «центральных земель» (собственно Японии). Самые ранние письменные сведения о жителях Японского архипелага датируются 57 г. н. э. и находятся в «Книге Поздней Хань» . Там упоминается, что правитель японской страны На получил от императора золотую печать. Следующее упоминание о японцах 275 г. находится в «Хрониках Вэй» , где описываются 30 стран Японского архипелага и «страна Яматай». Согласно китаецентричному пониманию взаимоотношений с соседями, китайцы сфабриковали для японцев унизительное название «люди ва» («карлики»), которым в течение тысячелетия они называли жителей Японии. В период Яёй японское общество пережило «хозяйственную революцию», пережило социальную стратификацию и сформировало основы японской государственности. Последняя будет реализована в эпоху курганов в федеративном образовании Ямато.
Источник: http://ru.wikipedia.org |